Страницы

четверг, 26 апреля 2012 г.

СПИСОК ФИЛЬМОВ


Помещаю здесь ответ на возможно личный вопрос, который прислали мне на «мыло». Один из студентов (или его группа) интересуется тем, что я смотрю перед сном. Естественно, я не смотрю телевизор! Поэтому привожу список фильмов, которые произвели для меня впечатление в настоящее время, и которые я готов просматривать ещё. Хочу заметить, что это никак не характеризует мои вкусы и пристрастия. Это всего лишь желание осмыслить действительность.

1.      Трилогия о Борне: Идентификатор Борна. Превосходство Борна. Ультиматум Борна. (Тут и политика, тут и идеология, тут и современность).

2.      Сериал о Джеймсе Бонде (например, Брильянты навсегда), как предшественник современному Борну.

3.      Семнадцать мгновений весны (Штирлиц как отечественная альтернатива Бонду, и как память о «горячей» войне и инструментах «холодной войны»).

4.      Багдадский вор (в сказке ложь, да в ней намёк… Впрочем, каждый фильм – сказка, выдуманная реальность).

5.      Отважные (Courageous-2011. То, что мы потеряли, и что нашли США – в смысле идеологии).

6.      Нет выхода (No way out. Судьбы людей, жизнь государств…).

7.      Открытое море (к сожалению, мы все в открытом море).

8.      Догвилль (становление Америки, оправдание государства. Жаль, что русские потеряли иммунитет, теперь наш Догвилль у нас впереди).

9.      Мертвец (то, что предшествовало Догвиллю).

10.  Четвертый протокол (жизнь и войны государств продолжаются).

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА (1-й семестр: механика и термодинамика)


1)      Предмет физики и её связь с другими дисциплинами. Методы физических исследований (опыт, гипотеза, эксперимент, теория). Взаимосвязь физики и техники.

2)      Понятие пространства и времени в классической физике. Системы отсчета. Перемещение и скорость. Нормальное, тангенциальное и полное ускорение.

3)      Понятие состояния в классической механике. Основная задача динамики. Закон инерции. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Физическое содержание понятий массы, силы, импульса, импульса силы, 2-й закон Ньютона. Виды взаимодействий, понятие о силах инерции.

4)      3-й закон Ньютона. Внешние и внутренние силы. Закон сохранения импульса для замкнутой системы тел. Понятие центра масс и закон его движения.

5)      Понятие энергии, работы и мощности. Кинетическая энергия механической системы. Работа переменной силы.

6)      Поле как форма материи, осуществляемая силовое взаимодействие между частицами. Понятие потенциального поля. Потенциальная энергия материальной точки во внешнем силовом поле и её связь с силой, действующей на материальную точку (на примере гравитационного поля).

7)      Закон сохранения энергии в механике, консервативные и неконсервативные системы. Применение законов сохранения к упругому и неупругому ударам.

8)      Вращательное движение и его кинематические характеристики: угловое перемещение, угловая скорость и угловое ускорение. Связь угловых характеристик с линейными.

9)      Динамические характеристики вращательного движения: момент силы, момент импульса, момент инерции. Вычисление моментов инерции тел правильной формы. Теорема Штейнера.

10)  Основной закон динамики вращательного движения. Закон сохранения момента импульса.

11)  Кинетическая энергия и работа во вращательном движении.

12)  Деформация твердого тела. Закон Гука.

13)  Давление в жидкости и газе. Уравнение неразрывности. Уравнение Бернулли. Вязкость.

14)  Преобразование Галилея. Механический принцип относительности. Теорема сложения скоростей.

15)  Эволюция воззрений на свойства пространства и времени. Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Преобразования Лоренца и следствия из них.

16)  Масса, импульс и основной закон динамики в релятивистской механике. Границы применимости классической механики.

17)  Молекулярная физика и термодинамика. Их объекты и методы исследования. Термодинамическая система; её параметры и состояние. Термодинамический процесс и его виды.

18)  Модель идеального газа. Вывод основного уравнения молекулярно-кинетической теории и следствия из него. Молекулярно-кинетическое толкование абсолютной температуры.

19)  Число степеней свободы молекул. Закон равномерного распределения энергии по степеням свободы. Внутренняя энергия идеального газа.

20)  Закон Максвелла для распределения молекул идеального газа по скоростям и энергиям теплового движения. Понятие о средней арифметической, средней квадратичной и наиболее вероятной скоростях.

21)  Вывод барометрической формулы и её анализ. Распределение Больцмана для частиц во внешнем потенциальном поле.

22)  Среднее число столкновений и средняя длина свободного пробега молекул. Явления переноса в термодинамически неравновесных системах: диффузия, теплопроводность, внутренне трение.

23)  Понятие о внутренней энергии как функции состояния. Теплота и работа как формы передачи энергии. Первое начало термодинамики.

24)  Применение первого начала термодинамики к изопроцессам. Работа и теплоемкость в изопроцессах.

25)  Адиабатный процесс, уравнение Пуассона. Работа и теплоемкость.

26)  Обратимые и необратимые процессы. Понятие цикла. Цикл Карно и его КПД для идеального газа. Тепловая и холодильная машины.

27)  Энтропия. Второе начало термодинамики и его статистическая интерпретация.

28)  Реальные газы. Силы молекулярного взаимодействия. Уравнение Ван-дер-Ваальса. Внутренняя энергия реального газа.

29)  Сравнение изотерм Ван-дер-Ваальса с экспериментальными. Критическое состояние вещества. Понятие о фазовых переходах.

И мы причастны к той победе...

     На удмуртской земле не гремели бои, но война не обошла тогда никого, и Победа в ней была - одна на всех. Мы помним, что 400 тысяч наших земляков ушли на фронты Великой Отечественной. Среди них – 101 Герой Советского Союза, а более 145 тысяч человек уже никогда не вернулись домой.
     В 2011 году, накануне "Года российской истории", Ижевск стал первым в стране "Городом трудовой славы". И мы помним тех, кто ковал Победу в тылу: за военные годы только ижевские заводы дали фронту более 11 миллионов единиц стрелкового оружия – почти столько же, сколько вся промышленность США, и на 2 миллиона больше, чем все заводы противника.
     Желаю всем посетить выставочные залы центра "Ракурс" (ИжГТУ), которые открыты для посетителей с 27 апреля по 15 мая (кроме выходных дней), с 10.00 до 14.00 часов.

вторник, 17 апреля 2012 г.

Познание культуры через народный образ

Алексей ВАСИЛЬЕВ
 газета «Удмуртская правда» № 37 (24426) пятница, 10 апреля 2009 

Неделю назад игринцы впервые отметили символический день рождения самого известного героя удмуртского эпоса Лопшо Педуня. А накануне Игринский районный историко-краеведческий музей совместно с районным управлением культуры провел презентацию экскурсионно-туристического маршрута «Игра в Игре с Лопшо Педунем».


Данный проект был воплощен в результате победы в V грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», традиционно проводимом Благотворительным фондом В. Потанина под патронажем Министерства культуры РФ и при организационном участии Ассоциации менеджеров культуры. Напомним, что это не первый проект; уже снискал популярность маршрут «Сибирский тракт - дорога сквозь века» (в прошлом году состоялись 64 экскурсии). «Мы гордимся, что наш район в последние годы является лидером по развитию сельского туризма в Удмуртии, - говорит глава администрации МО «Игринский район» Олег Гарин. - Это направление будем развивать и в дальнейшем, поддержку обещаем».

Открывается маршрут со вновь созданной в музейных стенах экспозиции «Мифы как связь времен». Ее тематика достаточно разнообразна, актуальна, необычна и противоречива. В небольшом по размерам зале рассказывается о духовных корнях удмуртского народа, о его верованиях, о христианской культуре, о том, как человек жил среди природы, кого обоготворял, а кого боялся. В отдельной диораме представлены элементы ритуальных обрядов в священной роще удмуртов. Посетители узнают о древних удмуртских божествах - Инмаре, Кылдысине, Куазе, о мифологических демонических существах Нюлэсмурте, Вумурте и других, каждый из которых играл свою роль в жизни человека. Оказывается, удмурты верили в реинкарнацию человека в животное или растение. Существовал запрет на убийство, например, лебедя и совы, поклонялись в старину медведю. Между прочим, и топоним Игра произошел от древнего слова «эгра», что в переводе с манси означает «волк» - сильный, гордый, независимый обитатель леса.

По поводу каламбура в названии проекта менеджер проекта, представитель фонда В. Потанина Анастасия Замятина (уроженка Воткинска, ныне проживающая в Москве) заметила: «В Москве люди знают Ижевск, Калашникова, Чайковского, но даже не представляют, где находится Удмуртия. А услышав о «проекте в Игре», восприняли это как шутку. И название проекта «Игра в Игре» определило свою роль в конкурсе. Кроме того, у москвичей вызвало удивление существование еще одного героя помимо уже известных».

В рамках проекта в районе прошел фотоконкурс «Такой разный Лопшо Педунь», итогом которого стала одноименная фотовыставка. Представленные снимки показывают, насколько он действительно многолик - любимый игринский герой: большой и маленький, юный и старец, веселый и грустный, озорной и хулиганистый, хитрый и лукавый. В музее прошел и своеобразный кастинг Лопшо Педуней. На участие в нем откликнулись очень многие; пришли мужчины и женщины, пожилые и молодые люди, мальчики и девочки, привели своих подопечных воспитатели детских садов и школьные учителя. Сотрудники музея подметили, что, когда человек облачается в «лопшопедуневские» атрибуты (рубаха, заплечный короб - пестерь, шляпа, роскошная рыжая борода), он преображается не только внешне: у него появляется искорка в глазах, озорство в поведении, он словно светится изнутри. В общем, море позитивных эмоций и смеха.

И все же кто он, Лопшо Педунь: миф или быль? Выясняется, что существовал вполне реальный прототип. О нем идет речь еще в одном разделе музейного маршрута. Его историю раскрыла и пересказывает теперь посетителям обряженная Лопшо Педунем старожил деревни Левая Кушья Игринского района, заслуженный работник культуры Удмуртии Капиталина Чиркова. Родился в ее родной деревне в 1875 году мальчик, окрестили его Федором, по-удмуртски Педором. Матушка же ласково звала его Педунем. Став взрослым, он женился на красавице Одок, в крещении Феодосии. И познал однажды Педунь секрет счастья. Нашел он как-то на лесной тропинке листок древней священной удмуртской книги, на котором было написано: «Не принимай все близко к сердцу, на все смотри весело, и удача не обойдет тебя». По этому принципу он и стал жить. С тех пор любое дело спорилось в его руках, а среди земляков он прослыл источником неистощимого юмора, остроумия и житейской хитрости, за что народ прозвал его Лопшо (весельчак). Однако главное его богатство - родословное древо, которое отражено в музее на огромном берестяном листе. Одок родила мужу трех сыновей и двух дочерей, у тех, в свою очередь, народилось 17 детей...

Сегодня в большой семье Лопшо Педуня 318 человек, самому старшему из которых 88 лет, а младшенькому - полтора годика. Многие из них по сей день проживают в родовой деревне в Игринском районе. Среди представителей рода - агрономы и учителя, артисты и военные, рабочие и работники культуры. Примечательно, что в местном отделе культуры их двадцать человек, а возглавляет его праправнук Педуня Анатолий Чирков. Он считает: «Если будем работать сообща, поддерживать друг друга, наше дело пойдет на благо всего района, и все тогда станут говорить, что Игра - это визитная карточка Удмуртии». Познавательная сторона этого экскурса заключается еще и в том, что посетителям предлагается составить по заранее приготовленному шаблону собственное родословное древо. Особенно это нравится детям, правда, большинство из них обычно спотыкаются уже на втором колене, в лучшем случае зная лишь имя бабушки и дедушки. Впрочем, и у многих взрослых познания о своей родословной простираются, увы, недалеко...

Далее маршрут продолжается в Игринском центре народного творчества. Здесь экскурсанты воочию знакомятся с процессом работы мастериц и мастеров по художественному ткачеству, росписи по дереву, лоскутному шитью, лозоплетению и обработке бересты. А в заключение каждому предлагается поучаствовать в своего рода мастер-классе: собственноручно склеить себе на память «лопшопедуневский» пестерек счастья.

Завершается экскурсия в близлежащей деревне Сундур посещением Центра удмуртской культуры с участием в театрализованном шоу-представлении с розыгрышами, играми, танцами, песнями, юморесками и последующей дегустацией блюд удмуртской национальной кухни. Таким образом, в течение трех часов демонстрируется максимальное многообразие удмуртской самобытности. Как отмечает директор районного музея Светлана Дмитриева: «Мы показываем не самого Лопшо Педуня, а удмуртскую культуру через его образ».



ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НАЦИОНАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРНОМ ГЕРОЕ

(статья скомпонована по материалам, выложенных в интернете)


У каждого народа, проживающего на территории многонациональной России, есть свой сказочный герой: у русских - это Иванушка-дурачок; у татар - Шурале; у народов средней Азии - Хаджа Нассреддин; у немцев - Ганс; а вот у удмуртов - Лопшо Педунь - балагур и весельчак. Это был ловкий и сообразительный человек, который с лёгкостью мог перехитрить своего жадного и скупого хозяина, проучить невежу и лодыря, потому что сам он был человеком труда. Проделки его остались в памяти односельчан, вошли в сказки, стали примером юмора, а юмор, как известно, признак нравственного здоровья нации. Обнаружила его (Лопшо Педуня) одна из первых фольклорных экспедиций Удмуртского научно-исследовательского института. А сотрудники Игринского краеведческого музея продолжили эту работу, опираясь на краеведческий материал жительницы деревни Левая Кушья К.А.Чирковой, и в ходе проведённых исследований выявили факты проживания настоящего Лопшо Педуня в деревне Левая Кушья Игринского района. Уникальная информация о представителях рода Педор выжы легла в основу первого в республике праздник рода, а в краеведческом музее по записям К.А.Чирковой было оформлено родословное древо рода Педор выжы, основателем которого был Лопшо Педунь. Используя накопленный материал, сотрудники музея разработали новогоднюю экскурсионно-развлекательную программу «На родину Лопшо Педуня», которая в дальнейшем может перерасти в новый экскурсионно-туристический маршрут с одноименным названием, предполагающий формирование престижного имиджа удмуртской культуры и популяризацию этнокультурных ценностей удмуртского народа.



Лопшо Педунь – популярный удмуртский фольклорный герой. Педунь – это уменьшительное форма имени Педор (Федор), а Лопшо означает балагур, весельчак.

Известно, что исторический прототип Лопшо Педуня – Федор Чирков родился в 1875 г. в Игринском районе в деревне Левая Кушья. В свои путешествия он обязательно брал с собой пестерь (заплечную сумку) на счастье.

Обязательный элемент костюма Лопшо – лапти, в которых много ходил по земле.

По преданию, когда-то у удмуртов была Священная книга, по которой они строили свою жизнь. Однажды она была утеряна, а листочки разлетелись по всему свету. Во время очередного хождения по родине Педунь нашел одну из страниц этой мудрой книги, на которой было написано: "Не принимай все близко к сердцу, на все смотри весело, и удача не обойдет тебя". С той поры любая работа в его руках спорилась, и стал он источником неистощимого юмора, остроумия, житейской хитрости.

Лопшо Педунь - любимый фольклорный герой многих удмуртских мальчишек и девчонок. В праздники он заглядывает в детские сады, школы и развлекает детей (прям, как Николай Угодник). Весельчака любят, пародируют и активно продвигают как Игринский бренд.



Мероприятия:

• Игринский районный краеведческий музей представил новый экскурсионно-туристический маршрут "Игра в Игре с Лопшо Педунем". В 2008 году этот проект стал победителем V Грантового конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире", который проводит Благотворительный фонд В. Потанина и Министерство культуры РФ.

• В Центре удмуртской культуры в деревне Сундур гостей встречает Лопшо Педунь, он предлагает попробовать блюда удмуртской кухни, табани – удмуртские толстые блины.

• С 2011 года ежегодно в Удмуртии будет проходить апрельский фестиваль национального юмора "Лопшо Педунь смеется". В программе – традиционные прыжки через костер.

• Сказка по мотивам удмуртского фольклора «Как Лопшо Педунь рыжим стал» (продолжительность: 55 мин, режиссёр-постановщик: заслуженный деятель искусств УР В.Ушаков): Играл и развлекался мальчик Лопшо Педунь - весельчак и балагур, пока Бабушка не открыла ему глаза, какое несчастье несут людям не в меру разыгравшиеся силы природы. И ушел Педунь из дома, уверенный, что не только силой можно усмирить зло. Проявив бесстрашие, ум, смекалку и хитрость он угомонил силы природы. Те же поняли, что с людьми лучше жить в гармонии. Солнце за то, что Педунь проявил себя как настоящий Батыр, наградило его золотисто-рыжими волосами.