Поиск по этому блогу

среда, 23 марта 2011 г.

Домашнее задание по ОМРК (4 класс)


    Вот мы и дожили до того времени, когда стали преподавать основы мировых религиозных культур (ОМРК). Сколько было шума, сколько было сломано копий в нашем обществе по поводу ввода этого предмета. Вспомним последние годы советской власти, когда в школах был предмет основы коммунистической морали. Кроме того того, что это была профанация, сами педагоги не верили в то, что говорят, ничего более вспомнить не могу. Аналогичная ситуация складывается и сейчас, судя по отзывам дочери, которая приходит не в лучшем настроении после этого предмета. Казалось бы введение ОМРК должно было бы помочь в деле воспитания подрастающего поколения, но, по всей видимости, получается "как всегда". Удивительная вещь: чем больше появляется гуманитарных предметов, например в ВУЗах, тем больше я слышу мата, ругани, рассказов о циничном поведении людей. Как много зависит от самого преподающего предмет. Поэтому когда дочь попросила помочь рассказать одно из чудес Деяний Апостолов, то понял, что простым скачиванием из интернета рассказа не отделаешься. Решил написать историю в собственном изложении. Но тут сработал внутренний ценз дочери: "Папа ты чего, никто же не поймёт!" Пришлось рассказ сильно уменьшить и красочно оформить, вставить картинку. Здесь я помещаю своё творение в первоначальном виде.

Одно из чудес Деяний Святых Апостолов
(или о лицемерии)

Какая семейная пара пришла, но не осталась и не ушла?
(загадка)
В этом году при подготовке к научно-практической конференции мы проводили тест по мультфильмам в классе, и меня очень насторожили ответы одного из учеников. Написанное им было явно не так, как поступает этот товарищ. Оказывается, вопрос о лицемерии – это вопрос, который влияет на то, как развивается человек, какой пример он впитывает.
Греческое слово «гюпокритес» (лицемер) имеет значение – актёр, т.е. человек, который играет какую-то роль или носит маску. В основе лицемерия лежит неискренность, лицемер никогда не действует искренне, он всегда играет роль. Лицемер мерит поступки не перед своей совестью, а перед лицом других.
Оказывается, в Новом завете Иисус Христос очень много и очень часто говорил о лицемерии и о лицемерах. Чаще всего Он адресовывал эти слова к книжникам (знаменитым людям, интеллигенции) и фарисеям (чиновникам), говоря о том, что их лицемерие приносит урон.
В книге Деяния есть один очень поучительный момент из жизни первых христиан (5 глава, 1-11 стихи).
Жили-были муж Анания да его жена Сапфира. Как-то раз они увидели, что соседи их христиане, ничего своего не имея, довольны своим существованием. Никто из них не ругается друг с другом, дела делают дружно, да ещё и другим помогают. Имущество у них общее, кому что надо, тот это и берёт, а потом возвращает. Все им за честь считают принести деньги, так они за это благодарят и даже некоторых вылечивают или совершают им другие чудеса.
Тогда решил Анания со своей женой Сапфирой продать свой дом и вступить тоже в общину христиан. Но не все деньги, полученные за дом, отдать, а только часть. «А вдруг что случиться? Можно и опять дом купить, хоть и поменьше. А христиане добро делают всем одинаково, им без разницы: много им принесли денег или ничего». - думали муж и жена.
Руководителем христиан в то время был ученик самого Бога Пётр. Он знал много тайн, потому нехристианские жрецы-священники боялись Петра, так как он их обличал и раскрывал их секреты. Но про это не знал Анания. Поэтому, когда он принёс Петру деньги, апостол начал спрашивать: «Почему ты говоришь не правду? Я читаю твои мысли. Они сообщают мне, что ты переживаешь за свои деньги, у тебя душа болит, потому отдаёшь их не все, а остальные прячешь. Ты хозяин своего имущества. Мы, христиане, не заставляем тебя продавать имущество. Значит, ты продаёшь по чужой воле! Этот кто-то, который заставляет тебя продавать и прятать деньги, называется дьяволом, сатаной или шайтаном. Он не видим для человеческих глаз, но он сообщает человеку мысли, которые люди воспринимают за свои собственные. Если ты мне не веришь и не скажешь правды, я сейчас сделаю образ дьявола видимым для тебя. Но, помни, кто его видит, того дьявол убивает». Анания не поверил Петру, и для него явил апостол образ господина греха, дьявола, после чего мёртвым упал муж Анания около стоящих рядом христиан. Мужчины христиане, видевшие это, взяли тело погибшего и похоронили его.
После этого пришла Сапфира, которая не видела, как умер её муж. И её Пётр спросил: «Сколько стоит твой дом?» Она отвечала, что столько, сколько принёс её муж, что она с Ананией отдаст всё ради христиан. Тогда Пётр стал говорить: «И ты тоже раба дьявола, служишь и подчиняешься ему. У дьявола много слуг невидимых – бесов, а видимые слуги – это люди, нарушающие заповеди Бога. Дьявол старается всех своих слуг погубить, например, как твоего мужа. Вот сейчас заходят мужчины, которые похоронили Ананию». Убоялась жена Петра, не захотела она сознаваться, подумала: «Хорошо, что я деньги не все отдала, эти христиане мужа моего убили из-за того, что видать денег мало принёс, какие-то сказки про дьявола рассказывают». «Что-ж, тогда, нерадивая жена», - продолжал Пётр, - «Эти же люди должны похоронить и тебя рядом с мужем, ибо ты не раскаялась и подтвердила, что служишь дьяволу, а я могу спасать только тех, кто сам просит помощи защитить от дьявола». Услышав это, Сапфира тут же умерла, а сатана воскликнул: «Проклятый Пётр! Сам виноват в смерти мужа и жены. Зачем им правду нужно было говорить? Понимает ведь, что я должен уничтожать свидетелей. Ничего, и самого этого апостольчика скоро мои верные слуги, те же людишки, накажут и казнят».
Давайте задумаемся, в чём преступление Анании и Сапфиры? Они продали собственный дом, более того, они решили пожертвовать людям немаленькую сумму. В чем их вина? Давайте вспомним предысторию.
Апостолы говорили, что был Человек по имени Иисус, который совершил много чудес: накормил целый город людей хлебом и рыбой, вылечил смертельно больных, обличал ложь правителей. Но Его поймали и казнили за то, что Он не соблюдал некоторые формальности. Поскольку именно о Нём повествовали священные книги иудеев, а Его поступки не мог бы совершить ни один человек, то Иисус явился воплощением самого Бога, и потому был наречён Христом (Сыном Бога). Чудом из чудес было явление Иисуса Христа живым из мёртвых. Он воскрес из мёртвых и сорок дней пребывал среди своих друзей и учеников, мог перемещаться на любые расстояния, проходить сквозь стены. Далее Христос стал невидимым, но обещал, что через 10 дней его последователи изменятся, они смогут творить те чудеса, что и Он. И это произошло. Преображение людей, которые после этого стали называться апостолами, было вызвано тем, что они получили частичку самого Бога, его свойства. Это действие и называется действие Святого Духа. Да не спошлёт Бог и вам Его! Если Бог смог оживить своё тело, то и мы можем надеяться на жизнь после своей смерти. Только наши тела воскреснут одновременно, когда опять всем явится видимым образом Иисус Христос. Но некоторые люди, обладающие Святым Духом, чувствуют Христа и в этой жизни. Такими людьми были почти все первые христиане. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду.
Так Иосия (4-я глава с 33-го стиха), прозванный от Апостолов Варнавою, левит (священник), у которого была своя земля, продав её, принёс деньги и положил к ногам Апостолов. Казалось бы, то же самое, но не то же. Анания и Сапфира не делали вещи, которые делать побуждало их сердце, они играли роль, они надели маску этого Варнавы, они хотели быть похожими на него. Мотивом Анания и Сапфиры было тщеславие, ими двигало желание услышать в свой адрес слова о том, что они такие же, как и Варнава, какие они молодцы, какие они жертвенные. Именно это было мотивом их поступка, именно нечестное действие привело к трагедии.
В Деяние Святых Апостолов описывается поражение Анании и Сапфиры за ложь. Во времена жизни наших дедов и отцов когда приходили они на молитву, то Бог через своих пророков обличал народ в неправде и народ имел страх Господень.
Представляете, если Господь Бог допускал поражение за каждую нашу ложь, то думаю, что мы все уже не жили б на этой земле.
Мы думаем, что неправда это маленький грех (нарушение Божьего Закона). Любой грех ведёт к потере святости (душевному расстройству). У Бога нет маленьких грехов.
Вспомним ещё одну историю из нашей жизни.
 - Я не понимаю, почему ты не разрешаешь мне играть с Ваней? – сказал Гриша своей матери, надув губы. – Я знаю, что он курит и ругается. Но я воспитан лучше него; он не может причинить мне зла, а я мог бы сделать для него добро.
 - Гриша, - сказала ему мать, - возьми стакан воды и капни туда каплю чернил.
Гриша сделал это и воскликнул: "Мама, кто бы мог подумать, что одна капля может сделать мутным весь стакан!"
 - Теперь капни каплю воды в него и посмотри, можешь ли ты изменить то, что сделано?
 - Зачем это, мама, и пятьдесят капель не сделают этого.
 - Верно, сын мой, это и есть та причина, по которой я не хочу, чтобы ты играл с Ваней. Одна капля его злых дел подобна капле чернил в стакане воды, и он может тебе повредить так, что ты не в состоянии будешь исправить этого.
О, эта капля зла! Одна только трусость – и Пётр трижды отрёкся от Господа Иисуса Христа. Одна только страсть корыстолюбия – и Иуда сделался предателем Иисуса Христа, повесился и погиб навеки. Одна только сказанная ложь, один обман – и муж и жена, Анания с Сапфирой, мгновенно лишились жизни, были наказаны Господом.
Один только грех зависти, но и этот грех не ходит в одиночку. Поддавшись этому злому демону (злой мысли), завистник не способен уже сопротивляться другим недобрым чувствам: осуждению, ненависти, клевете, злословию, жестокости и убийству. Из зависти пылали гневом первосвященники, священники, фарисеи и книжники – на Иисуса Христа и апостолов Христовых. Зависть убила Цезаря и сослала Цицерона!

5 комментариев:

  1. Моя дочка пришла не в лучшем настроении - Учитель лицемер.
    Очень умно!
    Изложение неплохое.
    Лучшего вступления нельзя было придумать :(

    Андрей.

    ОтветитьУдалить
  2. Доброго Вам здравия, Андрей!
    Ваша реплика: "Моя дочка пришла не в лучшем настроении - Учитель лицемер"
    мне не понятна. Вот вступление:
    В этом году при подготовке к научно-практической конференции мы проводили тест по мультфильмам в классе, и меня очень насторожили ответы одного из учеников. Написанное им было явно не так, как поступает этот товарищ. Оказывается, вопрос о лицемерии – это вопрос, который влияет на то, как развивается человек, какой пример он впитывает.
    Таким образом, речь идёт о неискреннем ученике. Причём тут учитель? Об учителе я говорю только с той целью, чтобы показать, что он не может заинтересовать своим предметом учащихся. Только и всего)))

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте.
    Да, извините не вступление, а предисловие.
    Если говорить о предмете "Основы мировых религиозных культур" то тут происходит следующее: одним детям предмет интересен, другим нет - это нормально. Даже взять целый класс: сидят весь урок слушают и активно участвуют, другой класс все наоборот. Конечно, для многих этот предмет кажется дополнительной обузой в итак насыщенном графике учебы. Одним нравится математика, другим нет, тут ничего не поделать.
    Вы пишите: ..., сами педагоги не верили в то, что говорят, ничего более вспомнить не могу. Аналогичная ситуация складывается и сейчас...
    Преподаются основные идеи четырех мировых религий. Есть цель: донести до детей нравственные ценности лежащие в их основе, не вдаваясь в углубленное изучение и практику.
    "Не верят в то что говорят" - На уроках много разной информации так как рассматривается 4ре религии, что-то покажется сказкой, некоторые истории очень похожи, во что-то можно поверить. Во что верить или не верить это решение каждого ученика персонально. Цель донести моральные принципы. И в это учитель точно верит
    Многие ждут мгновенных результатов от этого курса, но это долгий путь в котором задействованы оба участника образовательного процесса: учителя и родители. Львиная доля ответственности должно ложится на плечи последних.
    Андрей -(муж преподавателя- "Основы мировых религиозных культур")

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за дискуссию.
    Вспомните 80-ые: «Тот, кто носит Адидас – скоро Родину продаст»; «По дороге едет тройка – Мишка, Райка, Перестройка»; «Есть привычка на Руси слушать ночью Би-Би-Си». То есть, говорили о коммунизме, откровенно думая о западном образе жизни. И, конечно же, не только учителя, но и всё наше общество. Пропаганда шла везде, не только с самого Запада. От переделки социального строя, смены идеологии выиграли более всего те, кто смог поступиться моральными принципами (хотя это было во все времена): «Делай то – что выгодно!»; «Чти уголовный кодекс, или умей договариваться!», «Не пойман – не вор». Дети, к сожалению, всё это чувствуют. Поэтому размышление о современной культуре, именно, нашего общества – вот животрепещущий нерв и для учеников, и их родителей. Надо уметь «переводить с русского языка на русский», т.е. пересказывать идеи и образы, может быть, чужой, древней культуры на понятном языке современности, языке современного общества. Ученик должен знать, что законы нравственности ещё, может быть, жёстче, чем, например, законы физики или химии, правил дорожного движения. Именно от нарушения принципов морали, возможно, растёт число самоубийств, приобретение вредных привычек, распад семей.

    Поэтому я только рад за появление такого предмета. Но, как трудно найти общий язык даже со всеми своими родственниками, не, говоря уж, про несколько десятков чужих людей, которые присутствуют на твоём уроке все разом. Поэтому дай Бог терпения и мудрости Вам и вашей супруге.

    ОтветитьУдалить