Поиск по этому блогу

воскресенье, 13 марта 2011 г.

Научно-практическая конференция «Шаг в науку»


МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

-Ну, разве можно серьёзно относиться к книжке без картинок?!
Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес»

Человечество всегда мечтало о двигающихся картинках. Сейчас это называется мультипликацией. Слова Алисы из знаменитого произведения Льюиса Кэрролла наводят на мысль о ней.
Представленная работа посвящена теме "мультипликация». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует возрастающее количество выпускаемых мультфильмов, благодаря совершенствованию мультимедийной техники и доступность произведений мировой мультипликационной индустрии, а также увеличения роли мультфильмов на воспитание детей не только дошкольного возраста, но и учащихся школ.
Поэтому целью данной работы было попытаться создать мультфильм в «домашних условиях» и объяснить роль современных мультфильмов в нашей жизни. При этом решались следующие задачи:
1.     изучить историю возникновения мультипликации;
2.     освоить технологию создания мультфильма;
3.     обнаружить ошибки в мультфильмах;
4.     найти памятники героям мультфильмов;
5.     создать свой мультфильм;
6.     провести анкетирование класса;
7.     выяснить влияние мультфильма на сознание.
При этом были выдвинуты гипотезы: 1)мультфильмы возможно создавать в «домашних условиях», используя компьютерную и фототехнику; 2)произведения мультипликации, созданные как произведение искусства, более влияют на сознание.
1.     ТЕОРИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
1.1.         История мультипликации
Мультипликация – это вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фраз движения рисованных или объёмных объектов. Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы.
Сама история создания мультфильмов очень интересна. Давайте познакомимся с ней.
Ранняя история анимации схожа с ранней историей кинематографа. Анимацию и кинематограф сближает, то, что в обеих технологиях движущееся изображение проецируется на экран. Отличие анимации в том, что изображения не передают реальность, они нарисованы. Ещё в самые ранние периоды жизни человечества люди мечтали изобразить картинки, которые двигались бы. Приведём основные годы из истории всемирно известных мультфильмов.

1892
Э.Рейно представил на публике светящиееся пантомимы, что ознаменовало рождение искусства мультипликации.
1906
Блэктон представил первый классический анимационный мультфильм «Юмористические фазы смешных лиц».
1914
У. Мак-Кей создает мультфильм «Динозавр Джерти». Это был первый мультфильм, где присутствовал интересный персонаж, который может думать и чувствовать.
1917
Аргентинец Куирино Кристиани создает первый полнометражный мультфильм "Апостол".
1917
Первый профессиональный мультфильм в Японии – «История консьержа Мукузо Имокава»
1920
Появляется мультфильм про Кота Феликса. Это был первый мультипликационный персонаж, получивший всемирную известность.
1923
Основание Walt Disney Company.
1928
Первый мультфильм с Микки Маусом – «Авиационное сумасшествие».
1934
Первый полнометражный диснеевский фильм - "Белоснежка и семь гномов".
1955
Первый британский полнометражный мультфильм «Скотный двор», получивший мировую известность.
1987
Первая серия Симпсонов - самого длинного мультсериала в истории американского телевидения.
1995
На студии Пиксар (Pixar) вышел первый полнометражный и полностью выполненный на компьютере мультфильм «История Игрушек».

1.1.         Анимационные технологии.

Существуют разные способы анимации. Давайте узнаем о них.

1.2.1. Рисованная анимация

Рисованная анимация – традиционная анимация, один из старейших и самых популярных видов анимации. Именно с рисованной анимации зародилась анимация вообще. Одни из первых мультфильмов – «Юмористческие фазы смешных лиц» Дж.С. Блэктона, «Фантосмагории» Э.Коля. Наиболее известный представитель традиционной рисованной анимации – Уолт Дисней.
Первоначально, каждый кадр рисовался отдельно, что было довольно трудоемко. Уолт Дисней впервые применил послойную технику, которая позволяла облегчить процесс. Послойная техника заключается в том, что объекты и фоны рисуются на прозрачных плёнках, которые после накладывают друг на друга.
Рисованная мультипликация подразумевает разделение труда, своеобразный конвейер по созданию мультфильмов. После того как найдены персонажи, разработан сюжет, мультфильм непосредственно рисуется. Сначала мультипликатор разрабатывает движения персонажей, далее фазовщики создают промежуточные фазы движений, прорисовщики прорисовывают детали персонажей. Все перечисленные действия выполняются карандашом на кальке. После этого контуровщики переносят изображения на целлулоид, заливщики раскрашивают изображения. А далее оператор производит покадровую съемку созданных изображений. В команде также может быть гэгмен – человек, ответственный за создание трюков, или гэгов.

1.2.2. Бескамерная анимация

Данная техника предполагает создание изображения прямо на кинопленке, в отличие от других типов анимации, когда изображения или объекты фотографируются.
Изображение можно рисовать или на черной или на бесцветной пленке. На черной пленке художник может рисовать, писать, отпечатывать и даже использовать клей для создания изображения. На бесцветной пленке можно царапать, гравировать, рисовать песком и даже компостировать - подойдет совершенно любой инструмент, к тому же можно сочетать несколько техники нанесения изображения. Может быть также включена съемка, созданная ранее, не относящаяся непосредственно к снимаемому мультфильму. Широкие пленки (70, 35 мм) предпочтительны для данной техники для свободы размаха, но бескамерная мультипликация создается и на 16, 8мм пленках.

1.2.3. Живопись по стеклу

Техника заключается в том, что художник наносит изображение медленно сохнущей масляной краской (иногда гуашь с глицерином) на стеклянную поверхность, каждый раз добавляя новые мазки прямо перед камерой. То есть, заранее приготовленных персонажей и декораций нет.
Этот метод изобрела канадский мультипликатор Кэролайн Лиф, в частности ее мультфильм "Улица" (1976) был номинирован на Оскар. (Заметим, что ей также принадлежит изобретение метода песочной анимации).

1.2.4. Компьютерная анимация

Сегодня компьютерная анимация получила широкое применение и постепенно заменяет все остальные технологии. Иногда компьютерная графика переносится на пленку. Под компьютерной анимацией также подразумевают ИГК «изображения, генерированные компьютером»), т.е. спецэффекты, созданные на компьютере. Все больше создаётся мультфильмов в 3D. Для 3d анимации сцены и объекты моделируются на компьютере (создается трёхмерная модель сцены и объектов, при этом строится геометрическая проекция модели на плоскость, т.е. экран компьютера), фигуры имеют виртуальный скелет. После делают рендеринг (визуализацию), т.е. строят проекцию в соответствие с выбранной физической моделью. Далее происходит вывод изображения.

1.2.5. Пластилиновая анимация

Материалом для мультфильма может послужить не только пластилин, но и глина. Материал обычно лепится на каркас. Как и в любой объемной анимации объекты устанавливают на фоне декораций и передвигают, модифицируют между кадрами. Чтобы достичь лучших результатов, нужно поддерживать иллюзию целостности, неразрывности. Для этого необходимо поддерживать постоянное освещение и следить за местоположением объектов. Большое внимание нужно также уделять тому, не повреждён ли объект, т.е. следить за наличием вмятин, грязи, волос и даже пыли. Создание пластилиновых мультфильмов довольно трудоёмко.

1.2.6. Порошковая анимация

Хотя и более распространённое название данной техники – песочная анимация, оно не совсем верно, так как в качестве материала может выступать любой лёгкий порошок – песок, соль, кофе и т.д. Порошок тонкими слоями (обычно руками, но возможно кисточками или любыми другими подходящими инструментами) наносится на подсвеченное сзади или спереди стекло. С помощью диапроектора или световой доски изображение передают на экран. Между кадрами аниматоры видоизменяют очертания порошка. Изобретателем данного метода является канадский мультипликатор Кэролайн Лиф.

1.2.7. Силуэтная анимация

Силуэтная анимация – одна из старейших технологий, а в докомпьютерные дни, возможно и наиболее легкая в исполнении. Для создания мультфильма используются плоские фигуры, вырезанные из материалов, таких как бумага (в том числе фотографическая), плотная ткань и др. Для каждого кадра фигуры передвигаются и снимаются на камеру.

1.1.         Памятники героям мультфильмов

В российских городах с недавнего времени начали устанавливать памятники героям популярных и любимых мультфильмов.

1.4.1 Памятник волку "Щас спою...!" (памятник счастью)

Мультфильм: "Жил-был пес" (студия: "Союзмультфильм", режиссер: Назаров Эдуард, озвучивание: Джигарханян Армен, Бурков Георгий, 1982)

Установлен: город Томск, столица Сибири. Памятник установлен в оживленном месте: в сквере, на тротуаре, ведущем к остановке и торговому центру. Авторы скульптуры: Литейщик Максим Петров, консультант-художник Леонтий Усов.

История памятника:
Памятник счастью был подарен предпринимателями городу в честь 400-летия Томска. Символом счастья заказчики и авторы скульптуры выбрали фигуру, наиболее полно воплощающую это состояние, - сытого волка на свадьбе из легендарного мультфильма "Жил-был пёс". А чтобы не было никаких сомнений в том, что этот волк - тот самый, он при поглаживании прохожими сытого живота говорит незабываемым голосом Армена Джигарханяна: "Щас спою" (так, кстати сказать, называется и сам памятник, о чем гласит табличка на постаменте).
На монументальное "счастье" пошло 200 кг бронзы. Только протяни руку, и счастье – вот оно. Кроме того, волк обучен не только петь, но и желать хриплым голосом "Бог в помощь!" (всего волк говорит восемь фраз из фильма).
Кто знает, может быть, люди, ежедневно проходящие мимо волка, поймут в конце концов секрет истинного счастья – он не только в обладании акциями успешного предприятия (заказчика "памятника счастью"), как это могло бы показаться на первый взгляд, а в добром отношении друг к другу, во взаимной выручке, в сострадании.
Напомним, что дикий волк и домашняя собака – в жизни являются антагонистами. Но в известном мультфильме они приходят на выручку друг другу. "Ты, - говорит псу волк, уходя в лес, - приходи, если что!" Может быть, "если что" уже наступило?

1.4.2 Памятник котёнку Василию с улицы Лизюкова



Мультфильм: "Котенок с улицы Лизюкова" (студия: "Союзмультфильм", режиссер: Котеночкин Вячеслав, озвучивание: Корабельникова Маргарита, Сошальский Владимир, Аросева Ольга, Невинный Вячеслав, 1988).
Установлен: город Воронеж. Торжественное открытие этого трогательного скульптурного памятника котёнку состоялось 5-го декабря 2003 года. С местом размещения вопросов не возникло. Это могла быть только улица Лизюкова, напротив кинотеатра "Мир".
Авторы скульптуры: Когда к инициативе установки памятника подключились газеты "Комсомольская правда в Воронеже", "Молодой коммунар", администрация Коминтерновского района (где и находится знаменитая на всю страну улица) в лице ее главы Ивана Образцова, то был проведён детский конкурс на лучший проект, эскиз памятника. Победила в нем 16-летняя Ирина Поварова. По ее проекту известные воронежские скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак сотворили весёлую композицию.
История памятника:
По словам одного из инициаторов установки памятника, главного редактора воронежской газеты "Молодой коммунар" Валерия Мальцева, идея увековечить героя мультфильма, который прославил Воронеж, появилась у него, когда он случайно ехал в одном купе с режиссёром этого мультфильма Вячеславом Котеночкиным.
По ходу дела выяснилось, что мультик и сам наполовину родом из Воронежа – автор сценария детский писатель Виталий Злотников имеет к этому городу самое непосредственное отношение, он - наполовину воронежец. Детский писатель Виталий Злотников придумал историю про котёнка, покидающего свою малую родину, а потом счастливо возвращающегося, пленившись благозвучным названием улицы, на которой проживали его воронежские родственники.
Теперь котёнок Василий сидит на железном дереве вместе со своей приятельницей вороной, а над ними сияет солнце. Родилась новая примета: если дотронуться до левой лапки именитого кота, обязательно исполнится любое желание.
А вот любители металлолома периодически отрывают котёнку усы...

1.4.3 Памятник Крокодилу Гене


Такие традиции существуют и в нашем городе.
17 сентября 2005 года в рамках открытия Сетевого Марафона Культурных Событий "Культурная столица Поволжья" в Ижевске прошла презентация скульптуры "Ижевскому крокодилу".
Идея и спонсор ЗАО «НПО Электромаш» (Ижевск, Удмуртская Республика). Крокодил отлит из чугуна на заводе в городе Чайковском (Пермская область). Автор макета – студент 4 курса Удмуртского государственного университета Асэн Сафиуллин, скульптор – Павел Медведев.
Установлен памятник в сквере рядом с 24-ой школой, это на перекрёстке Советской и Коммунаров – напротив бывшего магазина Чулок. Совпадение, но автор проекта победителя – Аслан Сафиуллин, студент УдГу, - не так давно учился именно в этой школе. Но архитекторам, которые выбирали место, об этом было не известно. Сам автор говорит, что пытался сделать своего крокодила весёлым, таким, чтобы возле него собиралась молодежь:
- Ну, это такой шутливый образ, который украсит наш город, это такой альтернативный памятник, которого пока, насколько я знаю, в нашем городе ещё нет. И это просто симпатичная такая парковая скульптура.
Откуда вообще в Ижевске крокодилы? Да мало ли какие причуды бывают у богатых... Нет, вообще-то, "крокодилами" в старину называли наградные кафтаны ижевских оружейников (зелёного цвета), а само название Ижевска произошло от имени реки Иж – по одной из легенд, трансформированного из "Ош". Ош по этой легенде – водный дракон, бывший хозяин этих мест. Со строительством ижевского оружейного завода мутировавший в дракона железного. Судя по количеству человеческих жертв, принесённых этому дракону (например, если кто не знает, Ижевск всегда занимал одно из первых мест в России по количеству самоубийств) – легенда небезосновательная. Тем радостнее долгожданное появление иронического скульптурного образа ижевского крокодила, разрушающего мрачные стереотипы сурового города-завода. Да и просто симпатичная очеловеченная зверушка получилась...

1.     МУЛЬТФИЛЬМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

1.1.         Мультфильмы «своими руками»

Для практической части мы создали два мультфильма, используя пластилиновую анимацию.
1)    В первом мультфильме «Просто мультик» выбран сюжет из обычной жизни. К внуку выходит бабушка и с удивительно большой скоростью вяжет шарф. Внук удивляется, и в подтверждение этому появляется надпись «Вот это бабушка!».
2)    Второй мультфильм под названием «Танец Красного Человечка» был создан для того, чтобы показать действие пластилиновой анимации. Выбранный герой делает простые движения, как-бы танцуя.
В обоих случаях мультфильмы созданы как немое кино: звучала только музыка.

1.2.         Анкетирование учащихся

В нашем классе также был поведено анкетирование, в котором приняло участие 22 ученика. Вот его результаты.
1.     Напишите название вашего любимого мультфильма?
Были названы советские и российские мультфильмы -12 чел, а зарубежных назвали – 10 чел.
2.     Как часто вы смотрите мультфильмы и сколько времени?
2.1.                    Через день – 5чел (30мин – 1ч);
2.2.                    Каждый день - 9 чел (30мин);
2.3.                    Раз в неделю -7 чел (1-2ч);
2.4.                    Раз в месяц -1 чел.
3.     Как рано Вы начали смотреть мультфильмы (сколько лет Вам было)?
3.1.                    С 2-х лет - 6 чел;
3.2.                    С 3-х лет -7 чел;
3.3.                    С 4-х лет-5 чел;
3.4.                    С 5-лет-2 чел;
3.5.                    С 6-ти-1 чел;
3.6.                    С8-ми-1 чел.
4.     Что Вы больше всего предпочитаете: фильм, мультфильм, аудиокнигу, книгу?
4.1.                    Книгу - 2 чел;
4.2.                    Мультфильм - 4 чел;
4.3.                    Фильм - 13 чел;
4.4.                    Аудиокнигу – 3 чел.
5.     Кто ваш любимый герой из мультфильмов?
5.1.                    Герои российских мультиков - 6 чел;
5.2.                    Из фильма -2 чел;
5.3.                    Герои советских мультиков – 5 чел;
5.4.                    Диснеевский герой-9 чел.

6.     Какому персонажу мультфильма Вы сочувствуете?
6.1.                    Героям отечественных мультфильмов - 9 чел;
6.2.                    Диснеевским героям – 9 чел;
6.3.                    Никому – 4 чел.
7.     Опишите сюжет из мультфильма «Зима в Простоквашино»
7.1.                    Описали отдельные сцены - 14 чел;
7.2.                    Попытались передать смысл – 7 чел;
7.3.                    Не понял – 1 чел.
8.     Опишите сюжет любого диснеевского мультфильма
8.1.                    Описали отдельные сцены – 11 чел;
8.2.                    Попытались передать смысл – 6 чел;
8.3.                    Не понял, не знаю - 5 чел.
Выводы:
1)                не всегда были даны откровенные ответы;
2)                мультфильмам большинство предпочитает фильмы;
3)                зарубежных мультфильмов смотрят и оценивают столько же, сколько и отечественных;
4)                не удалось выявить рейтинг мультфильмов: количество названных мультфильмов почти совпало с количеством анкет;
5)                есть учащиеся, которые не сопереживают героям, смотрят фильмы только ради новых спецэффектов и незамысловатого сюжета;
6)                хотя сюжеты зарубежных мультфильмов осмысливают столько же детей, сколько детей понимают смысл отечественных мультфильмов, но любимых героев предпочитают всё-таки из отечественной мультипликации;
7)                понимание сюжета зарубежных фильмов вызывает больше трудностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Отечественная мультипликация до недавнего времени не была коммерческой. Потому наши режиссёры и художники-мультипликаторы могли позволить себе создавать настоящие произведения искусства, а не массовую штамповку. Почти каждый отечественный мультфильм – это маленькая притча, где далеко не все лежит на поверхности. Многое остаётся как бы за кадром, заставляет задуматься, посмотреть иначе на себя и свои поступки. Говорят, что взрослые, которые любят смотреть мультфильмы – самые добрые люди на Земле. Это в полной мере можно отнести к отечественной мультипликации. Здесь все события происходят в светлом, понимающем мире, несут в себе заряд тепла, любви, позитивной энергии. Каждый персонаж индивидуален и неповторим. Даже злые герои часто становятся добрее, потому что добро, участие, понимание – великая сила, способная и самого злого крокодила превратить в довольно симпатичное и дружелюбное существо.
В итоге наши гипотезы полностью подтвердились. Создание мультфильма с технической точки зрения «дело – не хитрое», но материально затратное (пришлось пожертвовать фотоаппаратом ввиду экстремальных условий съёмки с младшими ассистентами режиссёра). Но хороший мультфильм – это действительно произведение искусства, которое может влиять на развитие многих поколений детей.
Следовательно, следующей задачей на будущее станет углублённое изучение художественных приёмов мультипликации.





Комментариев нет:

Отправить комментарий