С.А. Запрягаев, профессор, доктор физ. -
мат. наук, первый проректор Воронежского государственного университета
Проекты модернизации системы высшего
образования России и тенденции ее постепенной трансформации, происходящие под
влиянием всесторонних либеральных экономических и социально-политических реформ,
требуют анализа перспектив и целей, которые могут быть достигнуты. Нет сомнений,
что вектор развития высшего образования России подталкивается к англо-саксонской
модели системы высшего образования, наиболее ярко реализованной в США. В конце
XX века США превратились в державу, во многом диктующую правила игры на рынке
образовательных услуг. Завораживающие успехи американской высшей школы, ее
рекордные показатели, создают иллюзорные представления о том, что прямое
копирование структуры, уровней образования, методик образовательных технологий и
иных атрибутов, присущих высшей школе США, позволит не только повторить ее
достижения, но и добиться существенного продвижения вперед.
Дискуссии вокруг необходимости
американизации современной российской высшей школы, повидимому, могут оказаться
полезными при сравнительном анализе системы высшего образования России и США по
всем аспектам деятельности и развития сферы высшей школы в этих странах, начиная
от этапа их зарождения.
Настоящая работа имеет своей целью
исследование двух систем высшего образования, сложившихся в России и США к
настоящему времени. В данной публикации рассматривается история возникновения
систем высшего образования в США и России.
I. История становления систем высшего
образования США и России Ключевые события в истории развития системы образования
США История становления системы образования США началась в первые десятилетия
XVII века, когда англичане приступили к колонизации Северной Америки. Известно,
что первые английские колонии появились на территории нынешнего штата Виргиния
(1607 г.) и на берегах залива Массачусетс (1620 г.). Среди колонистов оказались
люди, получившие образование в колледжах Кембриджа в Англии. В результате в 1636
году управляющий орган колонии Массачусетсского залива принял решение открыть
школу и выделил на эти цели 400 английских фунтов стерлингов. Основная цель,
провозглашавшаяся при создании этой школы, состояла в подготовке
священнослужителей. В 1638 году умер один из авторитетных священнослужителей
колонии - Джон Гарвард (1607-1638), получивший степень магистра искусств в
Кембридже в Emmanuel College. В соответствии с завещанием Дж. Гарвард оставил
строящейся школе половину своего состояния - 780 фунтов стерлингов и 260 книг
личной библиотеки. Строительство школы в основном завершилось в 1640 году, а в
1642 году в нее были приняты первые ученики. В честь этого события и для
придания ему особой значимости поселение Neweston, в котором была открыта школа,
было переименовано в Кембридж (Cambridge). Естественно, что школу организовали
по английскому типу, а с 1639 года присвоили ей имя Джона Гарварда и стали
именовать колледжем. Первоначально управление и обучение в колледже
осуществлялось священнослужителями. Содержался колледж на средства церкви и
готовил священников. В 1642 году был принят закон (The Massachusetts School
Law), который установил обязанность родителей обучать своих детей чтению и
письму, а в 1647 году был принят новый закон, предписывавший назначать учителя в
любом поселении с числом семей более 50-ти. В результате в 50-х годах XVII века
общеобразовательные задачи заняли равноправное положение в колледже имени
Гарварда и его выпускники стали появляться не только в религиозной общине, но и
на административной службе колонии. В этот период колледж стали называть
Университетом всех наук (University of all sciences). В дальнейшем, с появлением
новых колледжей в Гарварде, название университет стало применяться к
объединениям разнородных учебных заведений.
В 1707 году был принят устав Гарвардского университета. В соответствии с уставом университет сформировал совет попечителей и административное управление во главе с президентом. Стала развиваться просветительская и научная деятельность университета, появились типография, исследовательские лаборатории, обсерватория, общежития и многие другие атрибуты, присущие современной высшей школе.
Однако пример Гарвардского университета в течение нескольких десятилетий не получал своего развития. До 70-х годов XVIII века, то есть за весь период колониального статуса, были основаны только 8 колледжей [1]: William and Mary College (1693); Yale College (1701) - в настоящее время Йельский университет; College of New Jersey (1746) - с 1896 года Принстонский университет; King's College (1754) - впоследствии Колумбийский университет; College of Philadelphia (1755) - позднее Университет Пенсильвании; College of Rhode Island (1764) - в дальнейшем университет Брауна; Queen's College (1766) - теперь Rutgers University в Нью-Джерси; Dartmouth College в Нью-Хэмпшире (1769).
При организации учебного процесса американские колледжи копировали английскую систему, но не достигали уровня европейских учебных заведений, история становления которых относится к XIIXIII векам. Содержание образования включало в себя изучение древних языков, таких как латынь и древнегреческий, кроме того, изучались логика, риторика, история, элементарная математика, включавшая в себя арифметику, алгебру, геометрию и тригонометрию.
В 70-х годах XVIII столетия североамериканские штаты добились самостоятельности. В связи с развитием экономики и быстрым ростом населения потребовалось большое количество специалистов, способных организовать производство, сельское хозяйство, обеспечить нужды здравоохранения и образования. В результате в системе профессиональной подготовки специалистов начались значительные преобразования. Уже к 1800 году, то есть за первые десятилетия существования США, число колледжей и университетов утроилось, а к 1820 году их число составляло более 40. Именно в это время были сформулированы два основных принципа американской высшей школы: суверенитет учебного заведения и свобода для обучающихся в выборе предметов и курсов. Появилась система, при которой каждый колледж оценивал степень изучения предмета в баллах (кредитах), а установленная учебным заведением сумма баллов, по совокупности предметов, позволяла обучающемуся получить диплом колледжа или университета о высшем образовании. По-видимому, начало такой практики было введено в университете Виргинии в 1814 году.
Тем не менее складывавшаяся система высшего образования не решала всех проблем, стоящих перед образованием. Отражая потребность производства, стали организовываться специальные профессиональные учебные заведения. Особенно быстро развивалась сеть учебных заведений для подготовки учителей школ. На первом этапе такие образовательные учреждения назывались «нормальными школами» (normal schools), а впоследствии они стали называться педагогическим колледжами - «teacher's college». В промежутке между Войной за независимость (1775 - 1783 гг.) и Гражданской войной (1861 - 1865 гг.) были созданы многие специализированные, профессионально-ориентированные учебные заведения инженерного, сельскохозяйственного, морского, военного и иных направлений. Большая часть этих учебных заведений существует и до настоящего времени. Так, всемирно известный Массачусетсский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology), основанный в 1861 году, по настоящее время является одним из лидеров современной американской высшей школы.
Принципиальной особенностью становления высшего образования в США был частный характер образовательных учреждений.
Различие законодательства штатов, различие их экономического положения привело к тому, что отношение к системе образования было в этот период существенно разным. Но постепенно руководство штатов стало уделять определенное внимание проблемам образования в целом. Так, в 1802 году в штате Огайо был принят акт о выделении средств из собственности штата на поддержку школ. В 1812 году в Нью-Йорке была открыта первая школа управляющих. В 1821 году в Бостоне открыта первая публичная высшая школа. В 1832 году в штате Массачусетс был образован первый совет штата для управления образованием, а в 1839 году открыта первая, поддерживаемая штатом, школа для подготовки учителей. В 1845 году основаны первые ассоциации образования штатов в Род-Айленде и Нью-Йорке. В 1852 году штат Массачусетс принял закон штата об обязательном школьном образовании. Наконец, в 1857 году учреждена национальная ассоциация образования в Филадельфии. Таким образом, стала складываться система государственного (public) образования, в отличие от первоначально появившейся системы частного (private) образования. Ко времени начала Гражданской войны 21 университет финансировался из бюджетов штатов и относился к системе государственного образования.
Среди них старейшими являются университеты штатов Джорджия (1785 г.) и Северная Каролина (1789 г.). Как правило, финансовое состояние частных университетов было намного лучше по сравнению с государственными университетами (университетами штатов), но университеты штатов обеспечивали ряд финансовых льгот жителям штата, что способствовало привлечению обучающихся и давало возможность развиваться таким учебным заведениям. Уровень образования в государственных учебных заведениях был не ниже, чем в частных, хотя возможности по научному и лабораторному оборудованию, библиотекам, бытовым условиям не достигали уровня частных университетов, обучение в которых определялось во многом соображениями престижа.
В 1862 году конгресс США принял Великий акт Моррилла, получивший свое наименование по фамилии конгрессмена, внесшего его на рассмотрение. В соответствии с этим Актом в каждом штате высшим учебным заведениям бесплатно выделялось 30 000 акров земли (12 000 гектаров) для строительства и организации учебных заведений сельскохозяйственных и инженерных специальностей. И хотя не все выделенные ресурсы были использованы по назначению - часть была распылена по решению штатов на другие нужды, а часть земель попала в частные университеты - данный акт существенно повлиял на развитие системы высшего образования в США. Более того, для исправления недостатков, обнаруженных при реализации этого Акта, по инициативе Моррилла, через 10 лет был принят закон о дополнительных ассигнованиях на те же цели. Для координации работ в системе образования в 1867 году был создан национальный комитет по вопросам образования. А в 1870 году было законодательно подтверждено право штатов направлять и использовать налоги для создания и организации работ публичной высшей школы.
В конце XIX века система высшего образования США продолжала укрепляться и развиваться. В крупных университетах стали формироваться научные школы и направления по фундаментальным и прикладным наукам. Научно-технические достижения университетов, расширение тематик научных исследований привели к росту ассигнований от государственных структур управления образованием, от крупных монополий и частных инвесторов. Примером существенного участия монополий в развитии системы высшего образования может служить Чикагский университет, которому Рокфеллеры передали 30 миллионов долларов в 1892 году. Семьей миллионеров Стэнфордов в 1882 году было собрано 20 миллионов долларов на формирование Стэнфордского университета, который был основан в память рано умершего сына семьи Стэнфордов. Известный предприниматель Джон Гопкинс завещал штату Мериленд 7 миллионов долларов для основания университета в Балтиморе. Университет начал работу в 1876 году под наименованием университет Джона Гопкинса. В результате наиболее престижные университеты и объединения колледжей превратились в крупные, современно оснащенные учебно-научные центры, которые установили контакты и связи с промышленностью, банковской сферой, с учебными и научными заведениями Европы, которая по уровню развития системы образования и науки все еще опережала США.
Однако высшее образование, особенно в элитных частных университетах, чаще всего не было доступно для широких слоев населения США в силу высокой стоимости. В результате в начале XX века возникла и быстро сложилась система высшего образования, которая предлагала получение профессионально-ориентированного образования за два года обучения и менее. В силу американской традиции любое образование, которое является продолжением школьного, в США считается высшим. Первое учебное заведение такого типа было открытое 1901 году в штате Иллинойс — Joliet Junior College [1]. Далее учебные заведения такого типа получили наименование юниор - колледжей. Практически сразу этот тип учебных заведений стал массовым в силу своей доступности. К середине XX века их было уже около 500, а к концу века более 1000. Вместе с профессиональными училищами «professional school» и системой начального двухлетнего обучения в общинных колледжах (community college), особенно сильно развитой в 60-е годы XX века, они образовали разветвленную сеть учебных заведений, представляющих выпускникам школ многочисленные варианты продолжения своего образования в сжатые сроки за приемлемую плату.
Первоначально юниор-колледжи копировали и использовали программу первых двух лет четырехгодичных колледжей, но с 1907 года в учебных планах таких колледжей появились элементы профессиональной подготовки. В дальнейшем характер и содержание образования в таких учебных заведениях существенно трансформировался, что привело к возникновению многовариантной системы программ подготовки и, как следствие, к разветвленной системе типов учебных заведений «квазивысшего» уровня. В 1917 году были приняты специальные гарантии для профессионального обучения в публичных школах, а в 1918 году комиссия национальной ассоциации образования по реформированию среднего образования провозгласила семь основных принципов образования, которые определенным образом повлияли и на содержание начального этапа высшего образования.
Формирование рыночных отношений в области высшего образования и образования в целом в США сопровождалось полным отсутствием координации и федерального контроля. В результате деятельность ряда учебных заведений сопровождалась злоупотреблениями, элементами надувательства и мошенничеством. В качестве ответной меры были созданы негосударственные общественные объединения профессионалов, работающих в сфере образования, а позднее ассоциации самих высших учебных заведений. К концу XIX века создание таких ассоциаций и объединений приняло массовый характер. В 1918 году был создан Американский совет по образованию (American Council of Education). Членами этой организации являются учебные заведения всех видов, включая и высшие учебные заведения.
С целью борьбы с недобросовестными учебными заведениями, фактически продававшими дипломы об образовании и документы, подтверждающие академические степени, в конце XIX века были образованы общественные профессиональные объединения, которые решали проблему признания дипломов учебных заведений и их аккредитации. В шести городах США при самых престижных университетах и колледжах добровольно были сформированы региональные ассоциации, которые разработали систему критериев для определения уровня учебного заведения. Появились списки аккредитованных (признанных) высших учебных заведений, с которыми согласилось и федеральное правительство, и правительства штатов, заявившие о своем невмешательстве в процесс аккредитации, для обеспечения автономии университетов. В результате определение типа учебного заведения, характеристика качества образовательного процесса и уровень образования стали понятиями, которые контролировались и определялись не только властями штата, но и на федеральном уровне. Наконец в 1949 году была сформирована Национальная комиссия по аккредитации, в состав которой вошли президенты 42 университетов.
В середине двадцатого века система высшего образования США получила несколько принципиально важных и мощных импульсов в своем развитии и совершенствовании. Первый из этих импульсов относится к 1944 году, когда для ветеранов и участников второй мировой войны были установлены образовательные привилегии. Для обеспечения их адаптации к условиям мирной жизни, а также по экономическим причинам федеральное правительство США выделило образовательные кредиты, которые позволили значительному числу относительно молодых людей влиться в систему высшего образования, принеся с собой в университеты и колледжи необходимые для развития высшей школы финансовые ресурсы. При этом в 1954 году было законодательно закреплено право на образование и темнокожих американцев.
Второй существенный толчок в развитии системы образования США произошел после запуска СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году [2]. По сути Америка испытала шоковое состояние, когда первый искусственный спутник Земли был запущен не в США, а в СССР. Действительно, страна, вкладывавшая в развитие науки и образования столько сил и средств, как ни одна страна в мире, страна, самовлюбленно гордившаяся своими научно-техническими достижениями, ощутила себя отставшей в сфере, открывавшей новые невиданные технологические горизонты. Страна ощутила себя беспомощной перед коммунистическим врагом, утратив статус недосягаемости. В ответ на запуск СССР искусственного спутника была принята целая серия законодательных актов, среди которых можно выделить «Закон об образовании в интересах национальной обороны». Этот закон прямо определил основную цель государственной политики в области образования - укрепление военно-технического потенциала США. Данный закон способствовал росту ассигнований на развитие фундаментальных научных исследований в университетах, укреплению материально-технической базы высших учебных заведений и привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов для подготовки национальных кадров. В 1963 году был принят закон о доступности высшего образования, который санкционировал выдачу ссуд и займов для строительства колледжей. Закон о профессиональном образовании исправил и расширил программы профессионального образования. В 1965 году появился закон о начальном и среднем образовании, который обеспечил значительную федеральную поддержку системы образования.
Однако бурный финансовый поток, обрушившийся на американскую систему образования в эти годы, не привел к ожидаемым результатам, что выяснилось на рубеже 70-80-х годов. В 1983 году появился широко известный доклад министра образования США «Нация в опасности». На базе этого доклада была принята программа перестройки системы образования на период до 1990 года, которая включала в себя элементы централизации системы образования. Однако и эта программа не привела к ожидавшимся результатам. В 1991 году была объявлена и принята новая образовательная инициатива, ключевыми пунктами которой являлись:
• Развитие стандартов образования по пяти основным предметам: английский язык, математика, естествознание, история и география.
• Развитие системы национального тестирования, результаты которого должны использоваться при приеме студентов в университеты и колледжи, а также работодателями при приеме на работу. • Обеспечение возможности получения высшего образования и продвижение по ступеням образования на основе образования, полученного в школе.
• Всемерная финансовая поддержка тех, кто хорошо учится, и тех, кто изучает предметы основных естественнонаучных направлений.
• Стимулирование бизнеса в поддержке некоммерческих организаций, проводящих научные исследования, и развитие нетрадиционных подходов в образовании.
• Федеральное финансирование общин по созданию новой американской школы.
• Создание условий партнерства между образованием и работодателями.
Однако и эта инициатива была определена как недостаточная, и в конце XX века был обнародован призыв к действию для американского образования президента Клинтона, который провозгласил, что для подготовки Америки к XXI веку страна нуждается в сильной, безопасной школе с ясными, выполнимыми стандартами образования и высокой дисциплиной. Декларировалось, что страна нуждается в талантливых высококвалифицированных учителях в каждом учебном классе. Каждый 8-летний ребенок должен быть обучен чтению, каждый 12-летний американец должен уметь пользоваться Интернет. Каждый 18-летний должен быть способен получать образование в колледже и каждый взрослый должен иметь возможность продолжать обучение. Призыв Клинтона гласил: «Мы должны предоставить нашему народу лучшее в мире образование. Вместе мы должны связать себя обещанием выполнения активного плана действий, который включает в себя:
• Разработку научно обоснованных стандартов и национальных тестов, приводящих после четырехлетнего обучения к овладению чтением и после восьмилетнего обучения - математикой.
• Направление талантливых и квалифицированных педагогов в каждый класс школы.
• Помощь каждому учащемуся в овладении свободным чтением к концу третьего года обучения.
• Расширение вовлеченности родителей в процесс воспитания и образования их детей.
• Создание безопасной, свободной от наркотиков, прививающей основные американские ценности школы, формирующей дисциплинированных учащихся.
• Модернизацию школьных зданий и поддержку их строительства.
• Обеспечение доступности университетов для всех, кто прилежно учится и стремится получить академическую степень. Обеспечение универсальности образования 13-14-летних учащихся по примеру высшей школы.
• Помощь совершеннолетним в продолжении своего образования и совершенствовании мастерства путем преобразования федеральных программ обучения в образовательные гранты.
• Программу подключения каждой классной комнаты и библиотеки к Интернет до 2000 года и помощь всем студентам в приобщении к работе с высокотехнологичной информацией.»
Так патетически формулировалась программа Клинтона. Новый президент США Дж. Буш объявил, что первоочередной мерой правительства будет выделение около 50 миллиардов долларов на развитие школьного образования. Всего государственные и частные расходы на образование в США в конце XX века составили около 800 миллиардов долларов в год, в том числе расходы на высшее образование около 220 миллиардов долларов, из них около 140 миллиардов - доля государственного финансирования.
Характеризуя в целом историю развития образования в США, можно отметить последовательное, прагматичное претворение в жизнь тезиса о том, что образование является ключом будущего процветания. При этом неуклонно на протяжении всей истории соблюдался принцип автономии университетов и колледжей, а также свобода выбора программ для студентов. В результате к концу XX века около 30% рабочей силы США имело законченное высшее образование и около 30% - незаконченное высшее. При этом в стране функционировало около 3 700 учреждений высшего образования, из них 1 600 государственных. Всего же около 9 000 учебных заведений послешкольного образования осуществляли подготовку по самым разнообразным программам. В связи с тем, что планы реформирования высшей школы России предполагают затронуть порядок поступления абитуриентов в вуз, можно отметить, что прием в американские университеты основывается на комплексной процедуре. Как правило, эта процедура включает в себя: учет результатов одного из национальных тестов SAT или ACT, которые проводятся независимыми коммерческими организациями; анализ отметок школьного аттестата; изучение рекомендаций, которые представляет абитуриент; сочинение, направляемое абитуриентом вместе с заявлением, в котором он обосновывает выбор учебного заведения или формулирует планы исследований и будущей деятельности; анализ источников финансирования абитуриента и т.п. Национальное тестирование школьников выпускных классов 12-летней школы является платной процедурой. Стоимость одного теста составляет $25-$30, а заявления $20—$100. Прием заявлений обычно начинается в январе, а решение университета объявляется абитуриенту не ранее марта. Обычно престижные университеты объявляют сумму баллов по национальным тестам, которая является минимально необходимой для приема заявления.
Принципиальным фактором существования высшей школы США является платность образования. Каждый студент оплачивает стоимость образования, объявленную университетом. При этом, однако, развита широкая система частных и государственных фондов и грантов, которая позволяет частично или полностью покрывать расходы студента на образование. В большинстве случаев наиболее способные платят минимальные суммы. Стоимость обучения в конце XX века колеблется от $3 000-$5 000 в год (в государственных) до$30 000 - $40 000 (в частных). Университеты, стоимость обучения в которых составляет $25 000-$40 000, являются наиболее престижными, и их выпускники получают практически гарантированное трудоустройство. Университеты, в которых стоимость минимальна или близка к этому, практически набирают всех желающих, но устройство на работу выпускников этих вузов весьма проблематично.
После зачисления студенты, как правило, сдают экзамены (в зависимости от профиля подготовки), по результатам которых им устанавливается программа обучения, и они распределяются по группам и уровням подготовки. В процессе обучения студенты имеют возможность менять группы и выбранные учебные дисциплины, число которых в год не превышет 3-4-х.
Последовательного перевода студентов с курса на курс в американской системе высшего образования не существует. Выполнение учебной программы подтверждается накоплением кредитных часов и баллов за эти часы. Обучение может продолжаться, по сути, неограниченный срок или для талантливых студентов сокращенный до 2-3 лет. Кроме кредитов производится учет среднего балла (Grade Point Average), а по результатам итогового экзамена по курсу в электронную зачетную книжку (transcript) заносятся оценки: А, В+, В-, С+, С-, D+, D-, F и очки качества подготовки по кредитным часам. Оценка F соответствует российскому «неудовлетворительно». Учитывается также число попыток сдачи соответствующего экзамена.
В сложившейся американской высшей школе несколько уровней послешкольного образования: ассоциативный уровень, бакалавриат, магистратура, докторантура. Фактически высшее образование в проекции на российскую модель - это бакалавриат со сроком обучения в среднем 4 года. Ассоциативный уровень (2-летнее образование) в определенной степени соответствует российскому понятию «неполное высшее образование». Как правило, на этих уровнях обучается основное число студентов, большая часть из которых на этом заканчивает свое образование.
Следующий уровень - магистратура, срок обучения в которой может продолжаться от 1 года до 7-8 лет (в среднем 2 года), заканчивается присвоением степени магистр, и на этот уровень образования отбираются только наиболее способные, имеющие образование на уровне бакалавра. Проецируя на российскую систему образования, магистратура близка по задачам и смыслу российской аспирантуре, но уступает в уровне требований. Наконец, последний уровень в американской системе - докторантура, обучение в которой заканчивается присвоением степени доктора наук или доктора философии (срок обучения в среднем 3-4 года). По уровню требований написание докторской диссертации близко к требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук в российской системе присвоения ученых степеней.
Краткая история развития системы высшего образования в России Первые сведения о системе образования России относятся к XV веку, когда была зафиксирована система обучения грамотности священнослужителей. Что касается системы высшего образования, то в России потребность в ней была удовлетворена раньше создания системы массового начального и среднего образования. Первым высшим учебным заведением России стала киевская академия, основанная в начале XVII века. В 1682 году в Москве открылась Заиконоспасская школа, явившаяся основой для Славяно-греко-латинской академии. В 1700 году Петр Первый основал школу математических и навигационных наук. Вслед за этой школой были открыты школы: адмиралтейская, артиллерийская, инженерная и горная. В 1715 году школа навигационных наук была переведена в Петербург и переименована в Морскую академию. Эти школы вместе с сетью провинциальных школ заложили систему светского образования для детей дворян и детей среднего сословия. Духовная школа развивалась, в основном, для подготовки священнослужителей. Первый университет в России был учрежден в 1724 году в Санкт-Петербурге в составе Петербургской академии наук [3]. Этот университет просуществовал до 1766 года. К моменту открытия первого университета в России в Европе существовало уже более 100 университетов. В 30-е годы XVIII века делались неудачные попытки присоединить к академиям университет и гимназии, создавая систему непрерывного образования.
В 1755 году в Москве был учрежден университет и при нем две гимназии для дворян и для разночинцев. В университете могли обучаться также и крепостные, освобожденные от крепостной зависимости. Гимназисты, становясь студентами университета, получали дворянское достоинство, а по окончании обер-офицерский чин. Однако несмотря на объявленные привилегии в университет поступала очень малая часть выпускников гимназий. Так в 1765 году на юридическом факультете московского университета обучался всего один студент.
Дальнейшее развитие система образования, в том числе и высшего, получила в период царствования Александра I. В 1802 году было создано министерство народного просвещения. Российская империя делилась на 6 образовательных округов-Московский, Виленский, Дерптский, Казанский, Харьковский и Петербургский. В центре округа ставился университет. Для развития системы образования указом Александра I от 18 апреля 1800 года был отменен запрет императора Павла I на ввоз книг из-за границы. В 1802 году был заново открыт университет в городе Тарту - Дерптский, или Юрьевский, университет, в 1918 году разделенный на два университета — Тартуский и Воронежский. Первоначально в Тарту (Дерпт) университет был основан в 1632 году шведским королем Густавом II. В 1699 году этот университет был эвакуирован в город Пярну, а в 1710 году закрыт.
В 1804 году указом императора Александра I были основаны университеты в Казани и Харькове. В том же году в Петербурге учрежден педагогический институт, преобразованный в университет в 1819 году. В том же 1804 году был принят первый Университетский устав, который декларировал ряд академических свобод - автономию, выборность ректора и деканов факультетов, университетский суд и свободу в организации учебного процесса. Однако реально уставы университетов не исполнялись и оставались декларациями.
В 1809 году появился указ, предписывавший желающим получить чин коллежского асессора сдавать экзамен в университете, но и это и ряд иных преобразований не привели к развитию системы высшего образования в России в этот период. В 1828 году, в период царствования Николая I, был создан комитет устройства учебных заведений, который имел своей целью ввести единообразие в системе образования, стандартизацию программ и учебных материалов. В том же 1828 году была проведена реформа уставов учебных заведений. Вводилась плата за обучение в гимназиях. При Николае I в 1834 году был открыт технический институт в Петербурге и университет Святого Владимира в Киеве. Одновременно при Николае I проявились и негативные тенденции в развитии высшей школы и образования. В 1835 году введено новое положение об управлении образовательными округами. В результате университеты перестали управлять гимназиями, а гимназии низшими школами. В 1835 году был принят новый устав университетов, фактически отменивший все академические свободы. Студентам было предписано носить специальную форму одежды. В 1844 году из учебных программ гимназий была изъята философия и общественные науки. В 1849 году должность ректора перестала быть выборной. Министру предоставлялось право назначать деканов факультетов. В 1850 году деканам факультетов предписывалось наблюдать за содержанием учебных программ каждого профессора, чтобы изъять из них все, что не соотносится с учением православной церкви и государственными положениями. Так, в 1850 году из перечня предметов университетов, как «бесполезная», была изъята философия. Увеличена плата за слушание лекций. В 1948 году был установлен предел для числа студентов в каждом университете в 300 человек. Тем самым подчеркивалось, что дети благородных семей должны предпочесть военную службу службе гражданской. Динамика изменения числа студентов в университетах России к 1850 году представлена в таблице [4].
Однако после вступления на престол императора Александра II университетам стали возвращаться некоторые отнятые ранее права и академические свободы. В 1855 году был заново разрешен неограниченный прием студентов в университеты. Были восстановлены кафедры истории философии и кафедры государственного права европейских стран. Университеты опять получили право выписывать литературу из-за рубежа без ее цензурного рассмотрения. В 1861 году была отменена форма для студентов университета, а в 1863 году был принят новый устав университета, который прошел обсуждение в течение пяти лет в университетах, комиссиях и даже был переведен на европейские языки. Принятый устав снова провозглашал автономию университетов. Ученые степени присуждались университетами без утверждения попечителями. Ректор избирался советом университета на 4 года, деканы — факультетским собранием на 3 года. Начиная с 1865 года министерство народного просвещения разрешило обучаться в России иностранным студентам.
В период царствования Александра II были открыты два новых университета - Новороссийский в 1865 году в Одессе, на базе Ришельевского лицея, и Варшавский в 1869 году на базе «Главной школы». Кроме того были образованы два новых историкофилологических института в Петербурге (1867 г.) и в Нежине (1874 г.), институт сельского хозяйства в Новой Александрии (1869 г.) и археологический институт (1877 г.).
В период царствования императора Александра III состоялась новая реформа университетского образования, которая снова существенно ограничила университетское самоуправление. Ректор университета опять стал лицом, которое назначалось министром народного просвещения. Была ограничена компетенция университетских советов и факультетских собраний. Деканы стали назначаться попечителями. Была упразднена должность проректора. Прекращена деятельность университетских судов. В 1885 году вновь введена форма для студентов. Но и в этот период были открыты два новых высших учебных заведения - Харьковский технологический институт (1884 г.) и Томский университет (1888 г.).
В целом к концу XIX века система учебных заведений в России представляла собой весьма запутанную иерархию, в которой высшими общеобразовательными учебными заведениями являлись университеты. К обучению в университетах допускались окончившие все восемь классов классической гимназии или выдержавшие специальные вступительные испытания. Обучение в университетах проводилось, как правило, на четырех факультетах: историко-филологическом, юридическом, физикоматематическом и медицинском. В Юрьевском университете, кроме того, обучение проводилось и на богословском факультете, а в Петербургском университете не было медицинского факультета, но существовал факультет восточных языков. В Петербурге врачи получали медицинское образование в военно-медицинской академии. Всего в университетах в конце XIX века обучалось около 15 000 студентов.
Помимо университетов в России сложилась и отраслевая система подготовки гражданских и военных служащих, инженеров и чиновников. Так высшее техническое образование, которое в основном охватывало пятилетний срок обучения, предоставлялось Петербургским, Томским и Харьковским технологическими институтами, Московским техническим училищем — в настоящее время Московский государственный технический университет, Рижским политехническим институтом (учрежден в 1862 г.). При этом перечисленные учебные заведения находились в ведении министерства народного просвещения. В ведении министерства земледелия находился Горный институт, в ведении министерства внутренних дел — Институт гражданских инженеров, основанный в 1842 году как строительное училище, Электротехнический институт и Институт инженеров путей сообщения, основанный в 1810 году. При поддержке местных сообществ были открыты два политехникума - в Киеве и Варшаве. Существовало несколько сельскохозяйственных и лесных академий с четырехгодичным сроком обучения. Для получения высшего военного образования существовали военные академии с двухгодичным сроком обучения. В эти академии принимались по результатам вступительных экзаменов только офицеры, прослужившие в армии несколько лет. Лучшие выпускники военных академий получали дополнительное годичное образование и направлялись по результатам этого обучения для прохождения службы в генеральном штабе, в технические артиллерийские заведения и на работу в качестве военных инженеров. Высшее морское образование давала двухгодичная Николаевская морская академия, куда по результатам вступительных экзаменов принимались офицеры флота.
Всего к концу XIX века в России насчитывалось около 60 высших учебных заведений с общим числом обучавшихся около 25 000 человек. Расходы государства на одного студента составляли около 300 рублей за год. Большая часть высших учебных заведений России содержалась за счет государственного бюджета. Обычно бюджет высшего учебного заведения складывался из государственного финансирования - около 75%, оплаты за слушание лекций - около 13%, пожертвования и иные источники составляли около -12% [4].
Советский период развития системы высшего образования внес много нового и поломал ряд накопленных традиций. Однако в 1918 году к 11 российским университетам, существовавшим до революции 1917-го года, прибавились еще 11: в Нижнем Новгороде, Днепропетровске, Воронеже, Иркутске, Тбилиси, Ташкенте, Баку, Ереване, Минске, Екатеринбурге. К 1923 году общее число вузов достигло 250, а число студентов по сравнению с 1915 годом практически удвоилось и составило более 200 тысяч человек. В 1931-1932 годах число вузов уже составляло 700 с числом студентов около 400 тысяч человек [3]. Перед началом второй мировой войны число студентов в СССР достигло 800 тысяч и в дальнейшем, за исключением периода войны, неуклонно и быстро возрастало. Так в к 1970 году число студентов в СССР составляло уже 4,5 миллиона человек, из них 2,6 миллиона приходилось на РСФСР. В РФ в первой половине 90-х годов XX столетия произошел некоторый спад числа студентов: 1991-2,7 млн., 1992-2,6 млн., 1993-2,5 млн., который к концу столетия оказался преодоленным: 1996-2,8 млн., 1997-3 млн., 1999-3,7 млн. человек [5]. При этом число государственных вузов выросло с 514 в 1990 году до 590 в 1999 году.
Несмотря на явно выраженную положительную цифровую динамику советского периода развития системы высшего образования, она пережила, как минимум, три этапа реформирования [3]. Первый этап -1917-1934 годы - период формирования принципов советской высшей школы, характеризующийся усилением государственного контроля за образованием, введением жесткой централизации и идеологизации образования, утратой автономии высших учебных заведений, отказ от европейских систем образования и разрыв международных связей. Второй этап - с 1934 по 1958 год, основанный на переходе к всеобщему семилетнему, а затем и к 9-летнему общему образованию. И, наконец, третий этап - реформа образования 1965-1975 годов, связанная с усилением роли естественнонаучных дисциплин, математики, а также с введением программ по обществоведению. В конце XX столетия высшая школа РФ находится перед очередным этапом реформирования, связанным как с переходом на 12-летнее обучение в средней школе, так и с новыми экономическими и организационными вопросами.
В первые годы советской власти прием в вузы не ограничивался и студентами становились все подавшие заявление. Так, например, в Воронежском университете в начале 20-х годов обучалось 10 000 студентов и практически столько же отсеивалось за период обучения. Однако вскоре была введена конкурсная система, но решающее значение при этой системе имели не результаты экзаменов, а социальное происхождение. В первую очередь принимались дети рабочих и крестьян, а уж потом дети интеллигенции и иных категорий.
Ректоры назначались по рекомендации партийных органов, и только в 1987 году были разрешены выборы ректоров. В 1990 году указом президента возвращена автономия вузам, которая в дальнейшем приобрела законодательный статус. Однако, несмотря на декларации реальной автономии, вузы не получили, а к началу XIX века заметно проявились возвратные тенденции к усилению централизации в госуправлении вузами.
Идеологизация образования в советский период практически повторила волнообразный процесс отношения к гуманитарному образованию в царской России. Так в 20-е годы в вузах были закрыты или объединены ряд классических гуманитарных факультетов и специальностей. В конце 30-х годов произошло их частичное восстановление, но под жестким идеологическим контролем. В конце 90-х годов гуманитарные науки получили новый импульс в своем развитии, но десятилетия идеологических и политических шатаний отбросили российское гуманитарное образование далеко назад от мирового уровня.
В связи с необходимостью создания собственной экономики советское государство поставило и блестяще решило задачу становления высшего образования по подготовке специалистов инженерного и естественнонаучного профиля, обеспечивая в первую очередь обороноспособность страны [6]. Развитая в СССР система подготовки специалистов оказалась лучшей в мире к 60-70 годам, что было понято и в США, и в других странах и что заставило коренным образом пересмотреть отношение к системе образования во многих странах мира. Однако в 80-х и с начала 90-х годов экономические преобразования в России привели к упадку и проявлениям элементов деградации в сфере высшего образования. К концу XX века система высшего образования России включала около 1000 высших учебных заведений, из них 590 - государственных [5]. В негосударственном секторе за период с 1990 по 2000 год появилось около 400 вузов (40% от общего числа), в которых обучается около 8% от общего числа студентов. При этом ситуация в негосударственном секторе сильно напоминает в настоящее время ситуацию в системе высшего образования в США в XIX веке, когда проявились тенденции к фактической продаже дипломов о высшем образовании. Все государственные учебные заведения России имеют отраслевую принадлежность. При этом около половины из них относятся к ведению Министерства образования, а остальные к отраслевым министерствам —здравоохранения, обороны, транспорта и т.п.
В целом можно отметить следующие основные отличия российской высшей школы от высшей школы США в конце XX века [7].
1. Абсолютное превосходство высшей школы США по объемам финансирования, темпам роста и материально-техническим ресурсам.
2. Ориентация системы образования США на формирование самостоятельно мыслящей, инициативной личности, в отличие от российской системы, ориентированной на систематическое освоение накопленного научного багажа.
3. Широта, фундаментальность и систематичность российского образования в сравнении с высшим образованием в США, которая позволяет при отсутствии финансирования сохранить конкурентоспособность выпускников российских вузов по естественнонаучным специальностям.
4. Большая целостность российского образования, последовательность преподавания и развитая система междисциплинарных связей.
5. Отсутствие гибких вариантов изучения предметов в российской системе высшей школы и невозможность для студента выбора преподавателя и мобильных траекторий образования.
6. Наличие единых стандартов высшего образования в России и отсутствие государственных стандартов в США.
7. Безусловная реализация принципа автономии университетов США и волнообразное декларирование автономии в России.
8. Предметная перегруженность процесса обучения российской системы высшего образования, достигающая коэффициента 3-4 в сравнении с организацией учебного процесса в США, в которой число предметов, изучаемых студентом, не превышает 3-4 в течение семестра.
9. Превышение аудиторной нагрузки студентов российской системы (30-32 часа в неделю) в среднем в 2 - 2,5 раза аудиторной нагрузки в вузах США, что означает занижение роли самостоятельной работы студентов в России, а следовательно, и его интеллектуальной активности и способности самостоятельного принятия решений.
10. Активное овладение знаниями студентами российских вузов только два раза в год в течение экзаменационных сессий, в отличие от американской системы, при реализации которой процесс обучения контролируется систематически.
11. Негибкая (трехбалльная) система оценок знаний в России в отличие от фактически двенадцатибалльной системы оценок в США.
12. Необеспеченность российских студентов учебниками, учебно-методическими материалами и отсутствие возможности использования мировых баз данных, библиотек и иных высокотехнологичных источников информации.
13. Нестабильность определения целей российского высшего образования и тесная связь его развития с конъюнктурными условиями функционирования.
Список литературы
1. Рыбников К.А. Математическое образование и наука в США. - М.: МГУ, 1997.
2. Федоров И.Б., Еркович СП., Коршунов СВ. Высшее профессиональное образование. Мировые тенденции.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1988.
3. Кинелев В.Г. Объективная необходимость., М.: Республика, 1995.
4. Россия. Энциклопедический словарь/Ред. К.К.Арсеньева, Е.Е. Петрушевский // Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, С.-Петербург, 1898.
5. Система образования РФ: Сборник статистических данных. - М.: Министерство образования РФ, 2000.
6. Жуков В.И., Российское образование:
проблемы и перспективы развития. М.: Финстатинформ, 1998.
7. Пальцев М.А., Денисов И.Н., Мелешко В.П.
Высшее образование и высшая медицинская школа. - М.: Медицинская академия им.
И.М. Сеченова, 2001.
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.vestnik.vsu.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий